вторник, 13 января 2015 г.

Тематическое планирование занятий по снижению уровня агрессии у подростков с умственной отсталостью.



                          


Дата
Тема
Цель
Упражнения
1
2
3
4
1.       
13.03.15
«Знакомьтесь - это Я»
Знакомство участников друг с другом, установление правил поведения на занятиях. Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
«Комплимент»
«Карусель»
«Зови меня…»
«Уверенный - наглый - робкий»
«Доброе пожелание»
2.       
14.03.15
«Без друзей на свете трудно жить…»
Продолжать знакомство с группой. Установка контактов между участниками. Снятие телесного и эмоционального напряжения.
«Комплимент»
«Закончи предложение»
«Сиамские близнецы»
«Ищу друга»
«Доброе пожелание»
Продолжение таблицы 1

1
2
3
4
3.       
15.03.15
«Давайте жить дружно!»
Повышение рефлексивности участников.
«Комплимент»
«Говорящие ладошки»
«Волшебный магазин»
«Закончи предложение»
«Доброе пожелание»
4.       
16.03.13
«Взаимодействие»
Овладение навыками конструктивного взаимодействия.
«Комплимент»
«Я-высказывание»
«Автопортрет»
«И тут вы говорите»
«Доброе пожелание»
5.       
17.03.15
«Учимся выражать свой гнев»
Обучение способам безопасной разрядки гнева.
«Комплимент»
«Рисуем свой гнев»
«Рубка дров»
«Маленькое привидение»
«Доброе пожелание»
6.       
18.03.15
«Справляемся с гневом и обидами»

Снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие навыков общения, умения работать в группе, обучение методам релаксации. Формирование навыков самоконтроля.
«Комплимент»
«Самоконтроль»
«Спустить пар»
«Наши обиды»
«Доброе пожелание»
7.       
20.03.15
«Скажем агрессии нет!»
Снижение напряжение и снятие агрессии.
«Комплимент»
«Волчьи игры»
«Повторяй за мной»
«Час тишины» и «час можно»
«Доброе пожелание»
8.       
21.03.15
«Учимся расслабляться»
Снятие эмоционального напряжения через игру, обучение методам релаксации.
«Комплимент»
«Волчьи игры»
«Муха»
«Воздушный шар»
«Доброе пожелание»
9.       
22.03.15
«Умение сопереживать»
Формирование и развитие умения сопереживать окружающим, формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, снятие агрессии.
«Комплимент»
«Передача движения по кругу»
«Карусель»
«Это я, узнай меня»
«Доброе пожелание»
10.   
23.03.15
«Общение и уважение»
Формирование навыков эффективного повседневного общения, обучение умению вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
«Комплимент»
«Я рад общаться с тобой»
«Подойди ближе»
«Слепой и поводырь»
«Доброе пожелание»







 Пример занятия по снижению уровня агрессии у подростков
с умственной отсталостью

Занятие № 1 «Знакомьтесь - это Я»
Цель: знакомство участников друг с другом, установление правил поведения на занятиях. Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
Задачи:
- обучение эффективным способам взаимодействия с окружающими;
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
Организационный этап
Педагог рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.
1. Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание – не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.
2. Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твое мнение.
3. Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.
4. Не лгать. Лучше промолчать.
5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.
После этого выполняется общий знак - восклицание. Например: «Мы готовы!»
Упражнение «Комплимент». Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
1. Обращение по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Основная часть
Упражнение «Карусель». В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем педагог дает сигнал, и подростки сдвигаются к следующему участнику.
Упражнение «Зови меня…». Участники образуют круг. Педагог предлагает выбрать себе какое-либо имя, прозвище. Какими они хотели бы называть себя в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом.
Упражнение «Уверенный - наглый - робкий». Педагог предлагает взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой – «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник.
Заключительная часть
Обсуждение: участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось – не понравилось, что показалось самым интересным и полезным, что чувствовали и т.д.).
Упражнение «Доброе пожелание». Дети вместе с психологом встают в круг и берутся за руки. Каждый желает что-то приятное, например, «Желаю всем хорошего настроения!».


                                                                 Список литературы
1.   Агрессия у детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой // Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 335 с.
2.  Андриенко, В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы [Текст] / В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. – М.: Инфра-М, 1996. – 216 с.
3.  Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 512 с.
4.  Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.Э. Бреслав // Учеб. пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2001. – 97 с.
5.  Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
6.  Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5-8.
7. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая // Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
8.  Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 224 с.
9.  Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика [Текст] / В.В. Воронкова, Т.В. Алышева, Г.В. Васенков. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
10.   Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб.: Питер, 2007. – 196 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий