Неполная семья-это малая социальная группа, состоящая из одного
родителя и проживающих вместе с ним детей. Ухудшение нравственного и
социального воспитания, начавшегося в начале прошлого века, люди все более
безответственно относятся к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Во
многих семьях дети становятся досадной помехой. В лучшем случае их терпят, в
худшем - выгоняют на улицу. Проживание детей в условиях неполной семьи
повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию
асоциальных форм поведения. Длительное пребывание в условиях неблагоприятных
обстоятельств, сниженной жизнедеятельности неполной семьи вызывает в развитии и
поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми
окружающей действительности; искривление ценностных ориентаций; разрушение веры
в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование
комплексов неполноценности. У таких детей отмечается раннее взросление,
знакомство с теневыми сторонами жизни. Выходцы из неполной семей отличаются
заниженными познавательными потребностями.
Таким образом,
всевозможные недостатки в учебе и отклоняющееся поведение детей из неполных
семей фактически запрограммировано:
-
из-за неудовлетворенности эмоционального контакта с родными
людьми,
-
положительной оценки с их стороны,
-
неудовлетворенной потребности в любви и ласке,
-
уменьшение возможностей удовлетворения материальных потребностей.
На разработке методик
воспитания детей из неполных семей, беспризорных расцвел педагогический талант
А.С. Макаренко.
Многие его выводы и теоретические обобщения актуальны и сегодня. Изучая
педагогический опыт А.С. Макаренко, школа найдет немало ценных советов.
К неполным семьям А.С. Макаренко относит и семьи с одним ребенком.
Семья в которой два родителя и один ребенок, одинаково сложная. У единственного
ребенка не могут сформироваться те качества, которые закладываются
бессознательно и в очень раннем возрасте.
А
наука доказала, что среди генов человеческого детеныша есть ген сосуществования
и если это сосуществование не реализуется в полной мере, то у ребенка
формируется комплекс эгоцентризма. Такая жизнь сложна и неуютна, так как нужно
постоянно отстаивать и защищать от других свое «Я» и свое « Мое». Дружба,
любовь, забота, сотрудничество остаются у эгоиста невостребованными и
нереализованными.
Единственный ребенок
в семье становится предметом общих забот и повышенного внимания. Это -может
привести к развитию у него индивидуализма, к ослаблению воли, трудоспособности,
повлечь за собой повышенную возбудимость. Постоянное руководство со стороны
взрослых тормозит воспитание самостоятельности, инициативности, вызывает
вялость, нервность.
Педагогический опыт
А.С. Макаренко убеждает: неполные семьи наиболее ранимы в воспитательном плане.
Чтобы оказать им действенную поддержку, необходим комплексный подход в изучении
детей из неполных семей. Он, по утверждению А.С. Макаренко должен включать:
- выявление социального окружения ребенка;
- синтетическое изучение среды ради совершенствования личности в
целом;
Организацию определенных изменений в условиях развития ребенка,
соединенных требованиям ответственности и уважения к нему; *включение детей в
различные виды деятельности с целью социализации.
Воспитание детей из
неполных семей - важная социально- педагогическая проблема, решение которой
становится неотложной задачей. В наше время остались не решенными вопросы,
среди них:
-
раскрытие специфики воспитания детей в условиях неполной семьи;
-
устранение трудностей, возникающих в период межличностных
столкновений интересов совместно или отдельно проживающих родителей;
-возможности
правильного проявления отцовской (материнской) любви и сохранения авторитета
единственного воспитателя ребенка;
-целесообразность участия отдельно проживающего отца в общении и
воспитании ребенка;
-формирование
определенных установок в поведении ребенка после развода родителей;
-построение
взаимоотношений детей с родственниками бывшего отца (матери);
-разрешение вопросов социальной помощи, улучшение материальной
стороны жизни семьи.
Современным учителям
пригодятся накопленные в опыте прошлого столетия педагогические рекомендации по
преодолению дефектов воспитания в неполных семьях:
-
создание педагогически целесообразных отношений в неполных семьях
различных типов;
-
индивидуализация работы общественных учреждений с детьми к
неполных семей;
-сотрудничество
воспитательных учреждений, семьи и общественности: в нейтрализации негативного
влияния среды, общественных условий для обеспечения жизненных потребностей
детей;
- работа
по устранению инедопущению
беспризорности, бродяжничества;
- оказание общественной помощи семьям чтобы они не распадались;
- юридическая ответственность всех виновных за распад семей и
правильное воспитание детей.
Главным
направлением работы в классе станет координация и усиление компенсаторной
деятельности взрослых-учителей и воспитателей, предполагающее замещение ребенку
недостающих родителей, создание ситуаций для ребенка-эгоиста, осуществляющих им качеств сотрудничества,дружбы,
сопереживание. Хотя родительской любви, братьев и сестер никто, некогда и нечем
заменить не сможет, но для устранения дефицита необходима компенсация. Только
благодаря ей можно несколько улучшить формирование взаимоотношений с другими
людьми, отогреть детское сердце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий