четверг, 18 сентября 2014 г.

Сочетание профессионально трудового обучения с производительным трудом в коррекционной школе VIII вида




Антонов С.А.,
ГОУ Белорецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Важнейшая черта существования человеческого общества заключается в том, что люди в процессе трудовой деятельности производят орудия труда и предметы, ко­торые служат для удовлетворения их потребностей. Чтобы подрастающее поколение могло включиться в создание материальных, ценностей, накопленный веками трудо­вой опыт людей, постоянно совершенствуясь, передаётся от одного поколения к дру­гому. Способность к труду - главное качество человека Многие виды труда сущест­венно отличаются друг от друга по своему содержанию и характеру выполняемых действий. Однако, несмотря на различия, все они имеют общие черты, свойственные труду человека. Главная черта трудовой деятельности людей - сознательность.
Трудовые действия человека подчиняются определённой цели-будущему ре­зультату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до нача­ла практических действий в виде сознательного представления. Человек способен мысленно представить не только конечный результат своих будущих действий, но и весь процесс достижения своей цели. При этом он использует свой личный опыт, опыт других людей и опыт прошлых поколений.
Успешность выполняемой работы во многом зависит от силы тех мотивов, кото­рые побуждают человека к активному труду. Если учебный труд осуществляется под влиянием слабо действующих мотивов, то учащиеся не проявляют настойчивости в своих действиях и может свое начатое дело не доводить до конца. Кроме этого, под­готовка учащихся к труду в школе и в семье, привлечение их к непосредственному участию в производстве, является одной из форм трудового воспитания. Трудовое обучение содействует физическому развитию детского организма Чередование прак­тической работы в мастерских с теоретическими занятиями в классе повышает трудо­способность учащихся. Один из разделов нашей опытно-экспериментальной работы «Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы» находится в русле современных поисков решения проблемы трудовой подготовки учащихся. Выпускни­ки коррекционной школы овладевшие профессией в период школьного обучения, бы­стрее включаются в общественное производсгво, что экономит затраты на его про­фессиональную подготовку.Огромную роль в развитии профессиональных и личностных качеств учащихся коррекционной школы играет производительный труд. Производительный труд спо­собствует знакомству с производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.
Для производительного труда характерны требования к качеству продукции и сроки выполнения работы. Это обстоятельство дисциплинирует школьников, прини­мающих участие в производительном труде, приближает условия работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного труда.
Производительный труд способствует психической и физической выносливости умственно отсталых школьников, воспитывает привычку выполнять повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно продолжительного времени. Опыт трудо­вого обучения и экспериментальные исследования показати, что выносливость и при­вычка к труду у умственно отсталых школьников непосредственно не связаны с ин­теллектуальным дефектом. Поэтому у педагога есть возможность сформировать эти

качества у учеников на высоком уровне.
Производительный труд в коррекционной школе осуществляется на занятиях профессионально-трудового обучения по темам: «Практическое повторение», во вре­мя производственной практики и во внеурочное время. Каждая из этих организацион­ных форм имеет свои особенности, но в их содержании есть общие черты, заклю­чающиеся в том, что учащиеся в течение определенного промежутка времени выпол­няют один и тот- же повторяющийся комплекс работы.
При организации производительного труда учитываются свои реальные возмож­ности и производственные условия. Для этого у нас имеются: кабинет столярного де- па, распиловочный цех и сборочный цех. Учащиеся переходят к более широкому ос­воению станочного (машинного) оборудования мастерской. Начало обучения работе на  станках производственного типа, а также характер более сложных машинных работ определяется в зависимости от индивидуальных способностей школьников.
В кабинете столярного дела учащиеся получают необходимые теоретические знания по изготовлению какого либо изделия по размерам, чертят его чертежи, пла­нируют свой дальнейший технологический процесс. При изготовлении мебели сле­дующий этап в распиловочном цехе. Производим раскрой заготовок из ламинирован­ной древесно-стружечной плиты (ЛДСП). В сборочном цехе производим шлифовку,проклеивание кромки кромкой и окантовку кромок. Следующим этапом является разметка отверстий на заготовках и последовательно сверление отверстий. Последний этап - сборка изделия. Эти последовательные процессы повторяются несколько раз для окончательного закрепления изучаемой темы. Однако при всех условиях производительный труд учащихся старших классов должен соответствовать профилю ихтрудовой подготовки. На данном этапе обучения особое внимание уделяется коррек­ции недостатков в трудовой деятельности школьников. Не менее важная задача обу­чения в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных на­выков. Овладение навыками осуществляется постепенно, путем проведения специ­альных упражнений, но главным образом при изготовлении общественно полезных изделий.
Существуют различия в содержании производительного труда в младших и старших классах. Для младших классов объекты производительного труда подбира­ются самые простые, доступные для выполнения без особой подготовки.
В старших классах подбор объектов по профилям трудового обучения дает воз­можность использовать приобретенные учащимися профессиональные знания, уме­ния и навыки, совершенствовать их.
Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта труда для учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться, что он соответствует их возможностям. При изготовлении изделий в ходе проведения практического повторе­ния производительного труда целесообразно шире использовать различные приспо­собления и средства малой механизации.
Педагогический эффект использования производительного труда в коррекцион­ной школе может быть достигнут при соблюдении, прежде всего, высокой степени мотивации деятельности учащихся. То есть еще при изучении предыдущей темы со­общаю учащимся о том, что в ближайшее время им предстоит выполнять ответствен­ный заказ школы.Здесь же даются некоторые сведения о характере и назначении за­каза. Продолжая обучение учащихся по этой теме, нахожу связующие элементы меж­ду изделием, которые они изготавливают в настоящее время, и объектом труда по за­казу, стараюсь внушить учащимся, что к выполнению предстоящей работы необхо­димо научиться точнее выполнять трудовые приемы, рациональнее организовать свое рабочее место и т. п.
К началу практической работы надо подготовить станочное оборудование, инст­рументы и приспособления, познакомить учащихся с высокопроизводительными приемами их использования.
Первое занятие посвящается ориентировке учащихся в задании, чтобы сформи­ровать у них образ эталона изделия и составить план работы. Если подобное изделие учащиеся раньше изготовляли, то на ориентировку в задании и составление плана за­трачивается намного времени. В этом случае целесообразно более подробно рассмот­реть требования к качеству изделия и обсудить с учащимися, как лучше организовать работу по выполнению заказа в установленные сроки.
Вопрос о сроках выполнения трудового задания для учащихся нашей школы особый, т.к. для большинства из них характерна плохая ориентировка во времени. Сообщая даты начала и конца работы, информацию о количестве изделий, которые предстоит изготовить, целесообразно использовать наглядные пособия, например график учета готовой продукции.
Таким образом, в процессе производительного труда решаются ряд учебно- воспитательных задач:
1.Развитие профессиональных навыков;
2. Приобретение опыта ритмичной работы;
3. Формирование нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе

Обучение решению практических задач на уроках математики с целью социальной адаптации умственно отсталых школьников
Нагимуллина З.Ш., ГОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Одним из показателей уровня развития общества государства является отноше­ние к более слабым его представителям. В разные периоды развития человеческого общества отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья было раз­личным - от непринятия до интеграции в общество.
На сегодняшнем этапе развития нашего общества важнейшей задачей специаль­ного образования является социальная адаптация и интеграция детей с ограниченны­ми возможностями здоровья в социум, их социализация в современном, быстро раз­вивающемся мире. Работать над решением этой задачи должен каждый педагог - ежедневно и целенаправленно. В обучении математике необходимо обеспечивать предметно-практическую направленность, связь с жизнью и профессиональной под­готовкой, формировать доступные количественные, временные, пространственные и геометрические представления для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. Ьолыпинство тем математики позволяют успешно решать эти задачи. При изучении тем «Дроби», «Проценты», «Меры времени, стоимости, длины, массы», «Площадь.Единицы площади», при работе с геометрическим материалом составляются и реша­ются задачи, связанные с торговлей, семейным бюджетом, питанием, приготовлением пищи, бытовыми услугами, работой учреждений, налогами, событиями, с трудовым обучением (пошив, вязание, ремонтные работы). При изучении темы «Проценты» в 9 классе проводится урок «Большая распродажа». В ходе урока учащиеся учатся «по­купать» товар со скидкой, определяя новую сниженную цену. Если ученик успешно справился с заданием, то «покупает» товар - забирает его (товар - канцелярские при­надлежности, сувениры, молодежные журналы). При изучении темы «Проценты» в ходе решения текстовых задач с практической направленностью учащиеся научились:
определять размер отчислений в пенсионный фонд от заработной платы;
определять размер подоходного налога;
определять, какую часть взятого в банке кредита придется заплатить за пользо­вание кредитом;
определять содержание полезных веществ в продуктах, когда оно выражается в процентах.
Для разъяснения смысла подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд на уроке дается экономическая справка.
Для успешного усвоения математических знаний при составлении задач с прак­тическим содержанием необходимо опираться на жизненный опыт умственно отста­лых учащихся. С учетом этого разработан цикл задач «Родной край в задачах по ма­тематике». Так, например, учащимся предлагается вопрос из области географии род­ного края. Чтобы ответить на него, нужно решить пример и найти правильный ответ среди предложенных вариантов. Ответу на вопрос соответствует ответ к примеру.
Вопрос: Как называется самое большое озеро Республики Башкортостан?
Пример: 71 796 : 31
Ответ: 2216 2316 3226
Кандры-кульАслы-куль Курман-куль
Учащимся предлагаются устные задачи, которые учат определять время событий (начало, длительность, конец) и знакомят с историческими моментами в развитии родного города, края.
Вопросы:
1.В    1989 году открыт новый Дворец детского и юношеского творчества (Дом пионеров) на улице Чехова города Туймазы. Сколько лет он работает?
2. В 1977 году открыт памятник «Скорбящая мать». Сколько лет он существует?
3. 29 лет назад в городе Туймазы открылся спортивный комплекс «Олимпиец». В каком году это произошло?
4. 38 лет назад открылся городской краеведческий музей (Шубенков Н. А.). В каком году это произошло?
5. В 1971 году открылась детская музыкальная школа на улице Мичурина. Сколько лет она работает?
6. В 1972 году открылась детская художественная школа. Сколько лет она суще­ствует?
7. 28 лет назад открылся парк культуры и отдыха. В каком году он начал рабо­тать?
Решение задач практического содержания вызывает интерес и формирует поло­жительную мотивацию к изучению математики у всех учащихся. Таким образом, на уроках математики реализуется важнейшая задача специального образования - соци­альная адаптация умственно отсталых детей, подготовка их к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни в социуме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий