Антонов С.А.,
ГОУ Белорецкая специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Важнейшая черта существования человеческого общества заключается в
том, что люди в процессе трудовой деятельности производят орудия труда и
предметы, которые служат для удовлетворения их потребностей. Чтобы
подрастающее поколение могло включиться в создание материальных, ценностей,
накопленный веками трудовой опыт людей, постоянно совершенствуясь, передаётся
от одного поколения к другому. Способность к труду - главное качество человека
Многие виды труда существенно отличаются друг от друга по своему содержанию и
характеру выполняемых действий. Однако, несмотря на различия, все они имеют
общие черты, свойственные труду человека. Главная черта трудовой деятельности
людей - сознательность.
Трудовые действия человека подчиняются определённой цели-будущему
результату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до
начала практических действий в виде сознательного представления. Человек
способен мысленно представить не только конечный результат своих будущих
действий, но и весь процесс достижения своей цели. При этом он использует свой
личный опыт, опыт других людей и опыт прошлых поколений.
Успешность выполняемой работы во многом зависит от силы тех
мотивов, которые побуждают человека к активному труду. Если учебный труд
осуществляется под влиянием слабо действующих мотивов, то учащиеся не проявляют
настойчивости в своих действиях и может свое начатое дело не доводить до конца.
Кроме этого, подготовка учащихся к труду в школе и в семье, привлечение их к
непосредственному участию в производстве, является одной из форм трудового
воспитания. Трудовое обучение содействует физическому развитию детского
организма Чередование практической работы в мастерских с теоретическими
занятиями в классе повышает трудоспособность учащихся. Один из разделов нашей
опытно-экспериментальной работы «Социально-трудовая адаптация учащихся
коррекционной школы» находится в русле современных поисков решения проблемы
трудовой подготовки учащихся. Выпускники коррекционной школы овладевшие
профессией в период школьного обучения, быстрее включаются в общественное
производсгво, что экономит затраты на его профессиональную подготовку.Огромную
роль в развитии профессиональных и личностных качеств учащихся коррекционной
школы играет производительный труд. Производительный труд способствует
знакомству с производственной организацией труда, усвоению некоторых
профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению
опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для
работы в коллективе.
Для производительного труда характерны требования к качеству
продукции и сроки выполнения работы. Это обстоятельство дисциплинирует
школьников, принимающих участие в производительном труде, приближает условия
работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного
труда.
Производительный труд способствует психической и физической
выносливости умственно отсталых школьников, воспитывает привычку выполнять
повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно продолжительного
времени. Опыт трудового обучения и экспериментальные исследования показати,
что выносливость и привычка к труду у умственно отсталых школьников
непосредственно не связаны с интеллектуальным дефектом. Поэтому у педагога
есть возможность сформировать эти
качества у учеников на высоком уровне.
Производительный труд в коррекционной школе осуществляется на
занятиях профессионально-трудового обучения по темам: «Практическое
повторение», во время производственной практики и во внеурочное время. Каждая
из этих организационных форм имеет свои особенности, но в их содержании есть
общие черты, заключающиеся в том, что учащиеся в течение определенного
промежутка времени выполняют один и тот- же повторяющийся комплекс работы.
При организации производительного труда учитываются свои реальные
возможности и производственные условия. Для этого у нас имеются: кабинет
столярного де- па, распиловочный цех и сборочный цех. Учащиеся переходят к
более широкому освоению станочного (машинного) оборудования мастерской. Начало обучения работе на станках
производственного типа, а также характер более сложных машинных работ определяется в зависимости от индивидуальных способностей
школьников.
В кабинете столярного дела учащиеся получают необходимые
теоретические знания
по изготовлению какого либо изделия по размерам, чертят его чертежи, планируют
свой дальнейший технологический процесс. При изготовлении мебели следующий
этап в распиловочном цехе. Производим раскрой заготовок из ламинированной
древесно-стружечной плиты (ЛДСП). В сборочном цехе производим шлифовку,проклеивание кромки кромкой и окантовку кромок. Следующим
этапом является разметка отверстий на
заготовках и последовательно сверление отверстий. Последний этап - сборка изделия. Эти
последовательные процессы повторяются несколько раз для окончательного закрепления изучаемой темы. Однако при всех
условиях производительный труд учащихся
старших классов должен соответствовать профилю ихтрудовой подготовки. На данном
этапе обучения особое внимание уделяется коррекции недостатков в трудовой
деятельности школьников. Не менее важная задача обучения в школьных мастерских
заключается в формировании профессиональных навыков. Овладение навыками
осуществляется постепенно, путем проведения специальных упражнений, но главным
образом при изготовлении общественно полезных изделий.
Существуют различия в содержании производительного труда в младших
и старших классах. Для младших классов объекты производительного труда подбираются
самые простые, доступные для выполнения без особой подготовки.
В старших классах подбор объектов по профилям трудового обучения
дает возможность использовать приобретенные учащимися профессиональные знания,
умения и навыки, совершенствовать их.
Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта труда для
учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться, что он
соответствует их возможностям. При изготовлении изделий в ходе проведения
практического повторения производительного труда целесообразно шире
использовать различные приспособления и средства малой механизации.
Педагогический эффект использования производительного труда в
коррекционной школе может быть достигнут при соблюдении, прежде всего, высокой
степени мотивации деятельности учащихся. То есть еще при изучении предыдущей
темы сообщаю учащимся о том, что в ближайшее время им предстоит выполнять
ответственный заказ школы.Здесь же даются некоторые сведения о
характере и назначении заказа. Продолжая обучение учащихся по этой теме,
нахожу связующие элементы между изделием, которые они изготавливают в
настоящее время, и объектом труда по заказу, стараюсь внушить учащимся, что к
выполнению предстоящей работы необходимо научиться точнее выполнять трудовые
приемы, рациональнее организовать свое рабочее место и т. п.
К началу практической работы надо подготовить станочное
оборудование, инструменты и приспособления, познакомить учащихся с
высокопроизводительными приемами их использования.
Первое занятие посвящается ориентировке учащихся в задании, чтобы
сформировать у них образ эталона изделия и составить план работы. Если
подобное изделие учащиеся раньше изготовляли, то на ориентировку в задании и
составление плана затрачивается намного времени. В этом случае целесообразно
более подробно рассмотреть требования к качеству изделия и обсудить с
учащимися, как лучше организовать работу по выполнению заказа в установленные
сроки.
Вопрос о сроках выполнения трудового задания для учащихся
нашей школы особый, т.к. для большинства из них характерна плохая ориентировка
во времени. Сообщая даты начала и конца работы, информацию о количестве
изделий, которые предстоит изготовить, целесообразно использовать наглядные
пособия, например график учета готовой продукции.
Таким образом, в процессе производительного труда решаются ряд
учебно- воспитательных задач:
1.Развитие профессиональных навыков;
2. Приобретение опыта ритмичной работы;
3. Формирование нравственных качеств, необходимых для
работы в коллективе
Обучение решению практических задач на
уроках математики с целью социальной адаптации умственно
отсталых школьников
Нагимуллина З.Ш., ГОУ Туймазинская специальная (коррекционная)
школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья
Одним из
показателей уровня развития общества государства является отношение к более
слабым его представителям. В разные периоды развития человеческого общества
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья было различным - от
непринятия до интеграции в общество.
На сегодняшнем
этапе развития нашего общества важнейшей задачей специального образования
является социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями
здоровья в социум, их социализация в современном, быстро развивающемся мире.
Работать над решением этой задачи должен каждый педагог - ежедневно и
целенаправленно. В обучении математике необходимо обеспечивать
предметно-практическую направленность, связь с жизнью и профессиональной подготовкой,
формировать доступные количественные, временные, пространственные и
геометрические представления для дальнейшей трудовой деятельности учащихся.
Ьолыпинство тем математики позволяют успешно решать эти задачи. При изучении
тем «Дроби», «Проценты», «Меры времени, стоимости, длины, массы»,
«Площадь.Единицы площади», при работе с геометрическим материалом составляются
и решаются задачи, связанные с торговлей, семейным бюджетом, питанием,
приготовлением пищи, бытовыми услугами, работой учреждений, налогами,
событиями, с трудовым обучением (пошив, вязание, ремонтные работы). При
изучении темы «Проценты» в 9 классе проводится урок «Большая распродажа». В
ходе урока учащиеся учатся «покупать» товар со скидкой, определяя новую
сниженную цену. Если ученик успешно справился с заданием, то «покупает» товар -
забирает его (товар - канцелярские принадлежности, сувениры, молодежные
журналы). При изучении темы «Проценты» в ходе решения текстовых задач с
практической направленностью учащиеся научились:
определять
размер отчислений в пенсионный фонд от заработной платы;
определять
размер подоходного налога;
определять,
какую часть взятого в банке кредита придется заплатить за пользование
кредитом;
определять
содержание полезных веществ в продуктах, когда оно выражается в процентах.
Для разъяснения
смысла подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд на уроке дается
экономическая справка.
Для успешного
усвоения математических знаний при составлении задач с практическим
содержанием необходимо опираться на жизненный опыт умственно отсталых
учащихся. С учетом этого разработан цикл задач «Родной край в задачах по математике».
Так, например, учащимся предлагается вопрос из области географии родного края.
Чтобы ответить на него, нужно решить пример и найти правильный ответ среди
предложенных вариантов. Ответу на вопрос соответствует ответ к примеру.
Вопрос: Как называется
самое большое озеро Республики Башкортостан?
Пример: 71 796 :
31
Ответ: 2216 2316
3226
Кандры-кульАслы-куль
Курман-куль
Учащимся
предлагаются устные задачи, которые учат определять время событий (начало,
длительность, конец) и знакомят с историческими моментами в развитии родного
города, края.
Вопросы:
1.В 1989 году открыт новый Дворец детского и
юношеского творчества (Дом пионеров) на улице Чехова города Туймазы. Сколько
лет он работает?
2. В 1977 году
открыт памятник «Скорбящая мать». Сколько лет он существует?
3. 29 лет назад
в городе Туймазы открылся спортивный комплекс «Олимпиец». В каком году это
произошло?
4. 38 лет назад
открылся городской краеведческий музей (Шубенков Н. А.). В каком году это
произошло?
5.
В 1971 году открылась детская музыкальная школа на улице Мичурина. Сколько лет
она работает?
6.
В 1972 году открылась детская художественная школа. Сколько лет она существует?
7.
28 лет назад открылся парк культуры и отдыха. В каком году он начал работать?
Решение задач практического содержания вызывает интерес и
формирует положительную мотивацию к изучению математики у всех учащихся. Таким
образом, на уроках математики реализуется важнейшая задача
специального образования - социальная адаптация умственно отсталых детей,
подготовка их к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни в социуме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий