Проект «Нет-жестокости детям!»
Жестокое обращение с детьми– это не только побои,
нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые
люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы
пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними
гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого
обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами,
попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы
жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие– преднамеренное
нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение)– вовлечение ребёнка с
его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие– периодическое,
длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее
развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие
достоинство ребёнка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка,
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка
психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка– это отсутствие
элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное
состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
·
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания,
одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
·
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок
может стать жертвой несчастного случая.
Признаки и симптомы
жестокого обращения с ребенком
·
Наличие у ребенка телесных повреждений, синяков, кровоподтеков,
рубцов, ожогов;
·
К психическим симптомам относятся ночные кошмары и ужасы, потеря
сна, необоснованные страхи;
·
Дети чрезмерно агрессивны, импульсивны, склонны к разрушениям,
негативны и гиперактивны;
·
Дети проявляют склонность к насилию и могут вымещать свою
враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях.
Защита прав и
достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия
«жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
·
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития
личности (ст.6)
·
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную
жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
·
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
·
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый
для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития
(ст.27)
·
защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
·
защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
·
меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения
(ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает
ответственность:
·
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и
в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
·
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
·
Семейный кодекс РФ
гарантирует:
·
право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
·
право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и
попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
·
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого
обращения с ними в семье (ст.69);
·
немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни
и здоровью (ст.77);
Закон РФ «Об
образовании»
утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных
учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает
административное наказание педагогических работников за допущенное физическое
или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).
Проект «Нет –
жестокости детям!»
Цель: внедрение в сознание родителей, общественности
нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми, проявлениям насилия в
отношении детей
Задачи:
- активизация деятельности по распространению среди детей и
подростков, родителей, специалистов учреждений, работающих с детьми информации
о недопустимости применения насилия и жестокости к детям; ненасильственных
методах общения и взаимодействия в семьях, способах защиты детей от насилия и
жестокого обращения, возможностях получения помощи в случаях проявления насилия
и жестокости по отношению к детям;
- обеспечение доступности и повышение эффективности оказания
помощи в случаях насилия и жестокого обращения с детьми;
- объединение усилий образовательного учреждения, учреждений
культуры, социальных служб, администрации, КДН и ЗП в осуществлении мер профилактики проявления
жестокости и насилия в отношении детей.
Основные направления работы:
- привлечение внимания к проблеме жестокого обращения с детьми и
распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения с
детьми, насильственных методов воспитания;
- пропаганда ответственного родительства;
- совместная работа социально-педагогической службы,
занимающейся защитой прав детей, в том числе защитой детей от жестокого
обращения;
- объединение усилий образовательного учреждения, учреждений
культуры, социальных служб, общественных организаций, КДН, администрации в
организации мер профилактики проявления жестокости к детям;
- создание модели реагирования на факты жестоко обращения с
детьми;
- обеспечение доступности и повышение эффективности оказания
помощи в случаях насилия и жестокого обращения с детьми;
- проведение массовых общественно значимых акций, в том числе с
привлечением детей (конкурсы, фестивали, детские форумы и т.д.).
- профилактика агрессий ( вербальной, физической и т.д.)
Ожидаемые результаты:
- создан алгоритм реагирования на факты жестокого обращения с
детьми;
- выполняются все законы по защите прав и достоинств ребенка;
- снижен уровень агрессивности в детской и подростковой среде, в
отношениях между взрослыми и детьми.
Проект « Нет - жестокости детям!»
№
|
мероприятия
|
сроки
|
ответственный
|
1.
|
Разработка
нормативно-правовой базы для реализации данного проекта.
|
сентябрь-май
|
социальный
педагог,
инспектор
ОУУП и ПДН
|
2.
|
Стратегическое
планирование (разработка рекомендаций, методик по работе с родителями и
детьми, подбор литературы
|
сентябрь-май
|
социально-педагогическая
служба
|
3.
|
Создание
банка данных о семьях, где замечены факты проявления жестокости
|
сентябрь-ноябрь
|
социальный
педагог
|
4.
|
Оказание
психолого-педагогической поддержки данным детям и семьям.
|
в течение года
|
социальный
педагог, педагог-психолог
|
5.
|
Организация
работы с педагогическим коллективом. Обсуждение на СПП.
|
в течение года
|
социальный
педагог, педагог-психолог
|
6.
|
Профилактическая
работа с родителями.
|
в течение года
|
Администрация,
социальный
педагог,
педагог-психолог,
классные руководители
|
7.
|
Анализ
и коррекция результатов работы. Определение маршрутов для дальнейшей работы
|
май
|
социальный
педагог,
педагог-психолог
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий