четверг, 1 декабря 2016 г.

Применение бумагопластики на занятии в творческой мастерской

                            «Квиллинг» в 8 классе специальной (коррекционной)
                                                                    школы VIII вида
                               Бумагопластика, как метод развития мелкой моторики.
Бумага – одно из древнейших изобретений цивилизации,
оказала несравнимое влияние на развитие письменности, документализации, науки и творчества. Сегодня бумага широко используется во многих областях жизнедеятельности, в том числе, в искусстве.
Бумажное творчество общедоступно, любимо разными народами,
поэтому быстро распространяется по всему миру. Работа с бумагой создает большие возможности для творчества взрослых и детей. Также работа с бумагой воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства. Родиной бумаги считают Китай. Бумагопластика – это, по сути, объемная аппликация. То есть, различные элементы композиции могут располагаться на разном уровне в трехмерной проекции. Поделки в технике бумагопластики иногда имеют вид картин, открыток, то есть, оформляются на жестком фоне, в рамке или без. А иногда такие поделки существуют самостоятельно, без строгой привязки к фону. Например, это могут быть бумажные цветы, собранные в букет, отдельные фигурки и так далее. Материалом для бумагопластики может стать любой вид бумаги – от самого прочного картона, до тончайших папиросных листов. Чаще всего в одной композиции сочетаются разные бумажные фактуры, которые выгодно оттеняют друг друга.

Кроме того, бумага может быть покрашена, затонирована, исходя из плана будущей поделки – зеленые листья, разноцветные лепестки и так далее. Сборка элементов композиции происходит на клей, обычно ПВА, двусторонний скотч.   При создании композиций в технике бумагопластики используются различные инструменты – шило, иглы, макетные ножи, скальпели, ножницы, кисти. Бумагопластика – емкое название, объединяющее различные техники: аппликация, оригами, квиллинг  и тому подобные. Аппликация (лат.аpplicatio – наклеивание) – способ создания орнаментов или иных изображений путем наложения на основной фон кусочков из иного материала. Аппликация из бумаги является эффективным средством эстетического воспитания детей, развивает мелкую моторику пальцев рук. Оригами (японское искусство складывания из бумаги) пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и, конечно, игра. Из обычного листка бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки довольно условные, что дает возможность ребенку домыслить и дофантазировать их. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Значение оригами для развития ребенка заключается в том, что оно учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание; развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами; развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку; развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами; помогает детям развить внимание, терпение, умение действовать по образцу; развивает мелкую моторику. Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, т.к. через привлекательную для детей деятельность способствуют гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь.   В процесс создания фигурки оригами вовлекаются самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками). Если ученик утомляется, он тут же может переключиться на другой элемент работы: от складывания переходит к игре с готовой фигуркой, рисует последовательность складывания понравившейся фигурки оригами, читает новые схемы, компонует готовые элементы в панно. Такая смена внимания предупреждает перенапряжение и переутомление ученика при насыщенной и разнообразной моторной и мысленной работе. Квиллинг – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Квиллинг происходит от английского слова quill, что в переводе означает «перо птицы». В средневековье мастера квиллинга использовали кончик пера как инструмент помогающий сворачивать многослойные колечки из тоненьких бумажных полос. После из них формировались причудливые узоры, которые выкладывались на основу – икону, раму зеркала, родовой герб и т.д. Искусство бумагокручения впервые зародилось в Европе в XIV-XV веках. Мастерицы техники бумагокручения создавали целые полотна, поражавшие своим изяществом и красотой. А покрывая их серебряной или золотой краской, умелицы добивались потрясающего сходства с ажурными кружевами. Это искусство приобрело огромную популярность среди представительниц высшего общества. Без сомнения, женщины низших слоёв населения тоже с удовольствием занимались бы квиллингом, но из-за очень большой стоимости высококачественной цветной бумаги, данное занятие долгое время так и оставалось привилегией богатых особ. На протяжении своего существования, искусство бумагокручения претерпевало и взлёты и падения. В XV веке это считалось искусством, в XIX веке – дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В наши дни квиллинг широко известен и популярен как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные мастера создают настоящие шедевры, поражающие своей утончённостью и изяществом, состоящие из нескольких сотен маленьких спиралек. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. И что удивительно, но изделия, выполненные в технике бумагокручения, несмотря на свою воздушность и изящность, отличаются значительной прочностью. Например, на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению – не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Для составления различных композиций спиралькам можно придавать разнообразную форму: квадрата, ромба, капли и т.п. Инструменты, используемые для работы разнообразны. Обычно, для формирования спиралей из тонких бумажных полос применяется металлическая или пластмассовая палочка с раздвоенным концом. Заменить подобный инструмент можно при помощи стержня от шариковой ручки с прорезью, сделанной на конце. Умельцы восточной школы используют при закручивании тонкое шило. Зубочистка или тонкая вязальная спица, тоже неплохо подходят для квиллинга. Нередко, для формирования деталей равного диаметра используют линейку с круглыми отверстиями разного диаметра, в которые кладут полученные спиральки, где они разворачиваются до необходимого размера. Детали бывают открытые и закрытые. Для закрепления закрытых частей применяется довольно густой клей ПВА. Желательно, чтобы бутылочка имела тоненькую насадку для лучшего контроля за количеством клея. Единственным материалом, используемым в квиллинге, является окрашенная в массе бумага, вернее бумажные полосы. Ширина полос составляет 3-9 миллиметра, а длина 30 или 60 сантиметров. Это стандартные размеры материала, продающегося в специализированных магазинах. Полосы принято резать не ножницами, а канцелярским ножом, для получения ровных срезов, без зазубрин. А при желании ускорить работу, лучше перед нарезкой сложить вместе несколько листов, скрепив их скрепками или прищепками. В бумажной филиграни, вполне можно использовать цветную офисную бумагу для принтеров и факсов. С помощью техники квиллинг декорируют рамки для фотографий, открытки, подарочные упаковки, шкатулки, создают уникальные панно и картины.












Комментариев нет:

Отправить комментарий