четверг, 1 декабря 2016 г.

"Как родители относятся к отметкам ребёнка"

Статья "Как родители относятся к отметкам ребёнка"
Юсупова Эльмира Маратовна,учитель-олигофренопедагог ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа №25 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Мой опыт работы в школе позволяет утверждать, что не все родители адекватно относятся к отметкам ребенка в школе. По роду своей деятельности мне приходится общаться с детьми старших классов. Работая только в начальных классах, я придерживалась такого мнения, что большинство родителей волнуют отметки в дневниках их детей. В основном это родители обучающихся начальных и 5-6 классов. У школьников начального звена в большинстве своем прослеживается желание учиться, им хочется показать себя хорошими в глазах своих родителей, гордиться своими успехами. Но многие родители, анализируя учение ребенка, не всегда правильно себя ведут. Они начинают кидаться из крайности в крайность: обвиняют своих детей, другие – одноклассников, а есть такие, у которых во всем виноваты учителя. И только лишь небольшой процент родителей объективно смотрит на эту ситуацию. Это небольшая часть родителей, которые вместе с детьми радуются хорошим отметкам и переживают неудачу, стараются оказать помощь в устранении пробелов в знаниях.
Часто родители думают, что хороших успехов хочется им, а ребенок безразлично относится к тому, какую отметку получил на уроке. Большинство родителей не знают психологии, поэтому не могут понять, что творится в душе их ребёнка и какое значение для него имеют школьные отметки. Ведь не каждый ребенок открыто может показать, что переживает, получив «2». На это есть свои причины. В наше непростое время огромное влияние имеет мнение одноклассников, друзей. А если друзья не очень хорошо учатся, то у многих присутствует зависть к хорошистам и они стараются унизить тех ребят, которые могут учиться, особенно это касается мужской половины. А мнение сверстников имеет большое значение для неукрепленной детской психики. И хорошист начинает пристраиваться к окружающим. В таких ситуациях, я считаю, родителям нужно разобраться в причинах ухудшения обучения и научить ребенка отстаивать свое мнение, научить не бояться выглядеть лучше на уровне одноклассников. Начиная сравнивать своего ребенка и его «плохих друзей», родители тем самым еще больше усиливают желание ребенка быть похожим на друзей. Случается такое, что отказавшегося отвечать ученика учитель и родители ругают, а в среде своих одноклассников он получает похвалу.

Встречается и такое, что родители, имея высокий статус в обществе, не допускают мысли, что их сын или дочка может учиться посредственно, требуют от них непомерных усилий. И, если видят в дневнике не те отметки, какие им хочется, начинают давить на ребенка и учителей, строго наказывать свое чадо. Боясь наказания, ребенок начинает нервничать, лгать, исправлять отметки в дневнике, выпрашивать у учителя хорошую отметку.
Часто ребенку даже не хочется идти домой по этой причине. И учитель не знает как поступить: и ребенка жалко, и хорошие отметки ставить незаслуженно нельзя, ведь от этого тоже пользы мало. Ребенок должен знать, что всего в жизни добиваются каждодневным, кропотливым трудом. Родителям нужно реально оценивать возможности своего ребенка и не требовать от него невозможного. Пусть «тройка», но заслуженная и в этой ситуации важнее всего окажутся знания и умения, которые ребенок приобретает в результате упорного ежедневного труда. Родители редко пытаются анализировать причины неудачных результатов обучения и помогать в решении этой проблемы.
Во многих семьях родители применяют «оплату» хороших отметок. Получил ребенок «5» - получай определенную сумму, получил «4» - оплата снижается и так далее. И ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того заслуживает он ее или нет. Хорошие отметки нужны таким детям не как показатель их умственных способностей, а как рычаг влияния на свое хорошее существование.
Уважительными причинами, которые влекут за собой получение неудовлетворительных отметок, считаются: болезнь ученика; какая - либо сложная ситуация в семье, помешавшая выполнить домашнее задание; отсутствие учебного пособия; возникшие перед учеником трудности в выполнении задания, которые он не смог самостоятельно преодолеть, а помочь было некому; недостаточный контроль со стороны родителей за режимом для школьника; условия, мешающие или не позволяющие учиться.
Если ученик не успевает по не зависящим от него причинам, то от каждого родителя требуется проявить как можно больше чуткости, доброжелательности к нему. Полезно также побеседовать с учителем и подумать о том, как устранить причины мешающие ребенку успешно учиться.
В заключении хочу сказать, что оценка – исключительно сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает и как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения его действий. Успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет реальная оценка возможностей ребенка, вера родителей в возможности своего чада, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ребенка, его трудолюбие, ответственность, желание и потребность в получении новых знаний.








Комментариев нет:

Отправить комментарий