Статья
"Как родители относятся к отметкам
ребёнка"
Юсупова
Эльмира Маратовна,учитель-олигофренопедагог
ГБОУ Стерлитамакская коррекционная
школа №25 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Мой
опыт работы в школе позволяет утверждать,
что не все родители адекватно относятся
к отметкам ребенка в школе. По роду
своей деятельности мне приходится
общаться с детьми старших классов.
Работая только в начальных классах, я
придерживалась такого мнения, что
большинство родителей волнуют отметки
в дневниках их детей. В основном это
родители обучающихся начальных и 5-6
классов. У школьников начального звена
в большинстве своем прослеживается
желание учиться, им хочется показать
себя хорошими в глазах своих родителей,
гордиться своими успехами. Но многие
родители, анализируя учение ребенка,
не всегда правильно себя ведут. Они
начинают кидаться из крайности в
крайность: обвиняют своих детей, другие
– одноклассников, а есть такие, у которых
во всем виноваты учителя. И только лишь
небольшой процент родителей объективно
смотрит на эту ситуацию. Это небольшая
часть родителей, которые вместе с детьми
радуются хорошим отметкам и переживают
неудачу, стараются оказать помощь в
устранении пробелов в знаниях.
Часто
родители думают, что хороших успехов
хочется им, а ребенок безразлично
относится к тому, какую отметку получил
на уроке. Большинство родителей не знают
психологии, поэтому не могут понять,
что творится в душе их ребёнка и какое
значение для него имеют школьные отметки.
Ведь не каждый ребенок открыто может
показать, что переживает, получив «2».
На это есть свои причины. В наше непростое
время огромное влияние имеет мнение
одноклассников, друзей. А если друзья
не очень хорошо учатся, то у многих
присутствует зависть к хорошистам и
они стараются унизить тех ребят, которые
могут учиться, особенно это касается
мужской половины. А мнение сверстников
имеет большое значение для неукрепленной
детской психики. И хорошист начинает
пристраиваться к окружающим. В таких
ситуациях, я считаю, родителям нужно
разобраться в причинах ухудшения
обучения и научить ребенка отстаивать
свое мнение, научить не бояться выглядеть
лучше на уровне одноклассников. Начиная
сравнивать своего ребенка и его «плохих
друзей», родители тем самым еще больше
усиливают желание ребенка быть похожим
на друзей. Случается такое, что
отказавшегося отвечать ученика учитель
и родители ругают, а в среде своих
одноклассников он получает похвалу.
Встречается
и такое, что родители, имея высокий
статус в обществе, не допускают мысли,
что их сын или дочка может учиться
посредственно, требуют от них непомерных
усилий. И, если видят в дневнике не те
отметки, какие им хочется, начинают
давить на ребенка и учителей, строго
наказывать свое чадо. Боясь наказания,
ребенок начинает нервничать, лгать,
исправлять отметки в дневнике, выпрашивать
у учителя хорошую отметку.
Часто
ребенку даже не хочется идти домой по
этой причине. И учитель не знает как
поступить: и ребенка жалко, и хорошие
отметки ставить незаслуженно нельзя,
ведь от этого тоже пользы мало. Ребенок
должен знать, что всего в жизни добиваются
каждодневным, кропотливым трудом.
Родителям нужно реально оценивать
возможности своего ребенка и не требовать
от него невозможного. Пусть «тройка»,
но заслуженная и в этой ситуации важнее
всего окажутся знания и умения, которые
ребенок приобретает в результате
упорного ежедневного труда. Родители
редко пытаются анализировать причины
неудачных результатов обучения и
помогать в решении этой проблемы.
Во
многих семьях родители применяют
«оплату» хороших отметок. Получил
ребенок «5» - получай определенную сумму,
получил «4» - оплата снижается и так
далее. И ребенок хочет получить высокую
отметку любой ценой, независимо от того
заслуживает он ее или нет. Хорошие
отметки нужны таким детям не как
показатель их умственных способностей,
а как рычаг влияния на свое хорошее
существование.
Уважительными
причинами, которые влекут за собой
получение неудовлетворительных отметок,
считаются: болезнь ученика; какая - либо
сложная ситуация в семье, помешавшая
выполнить домашнее задание; отсутствие
учебного пособия; возникшие перед
учеником трудности в выполнении задания,
которые он не смог самостоятельно
преодолеть, а помочь было некому;
недостаточный контроль со стороны
родителей за режимом для школьника;
условия, мешающие или не позволяющие
учиться.
Если ученик не успевает по не зависящим от него причинам, то от каждого родителя требуется проявить как можно больше чуткости, доброжелательности к нему. Полезно также побеседовать с учителем и подумать о том, как устранить причины мешающие ребенку успешно учиться.
Если ученик не успевает по не зависящим от него причинам, то от каждого родителя требуется проявить как можно больше чуткости, доброжелательности к нему. Полезно также побеседовать с учителем и подумать о том, как устранить причины мешающие ребенку успешно учиться.
В
заключении хочу сказать, что оценка –
исключительно сложный педагогический
инструмент многостороннего значения.
Она выступает и как мера стимулирования
ученика и как выражение одобрения или
неодобрения его действий. Успешность
ребенка в учении определяется множеством
факторов. Не последнюю роль среди них
играет реальная оценка возможностей
ребенка, вера родителей в возможности
своего чада, а также их способность
оказать ему реальную помощь в учебе.
Родителям
необходимо помнить, что в учении важна
не столько отметка, сколько реальные
знания и умения ребенка, его трудолюбие,
ответственность, желание и потребность
в получении новых знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий