Статья
для родителей "Когда папа рядом"
Одно
из самых главных умений взрослых – это
умение уважать законы детства. Ведь
дети – большие фантазёры. Это свойство
их ума и характера способно с равными
шансами украсить и существенно затруднить
ребячью жизнь. Это зависит от того, кто
с ним рядом: фантазёры- взрослые или
усталые скептики. «Куда мусор в дом
тащишь?» - это мать. «Это не мусор, мама,
это материал, из которого мы с сыном
будем делать трёхэтажный скворечник»-
это уже голос папы-фантазёра.
Как
ценят наши дети такую поддержку своей
фантазии! Нет для ребят друга верней,
чем отец и мать. Смел отец – мужественен
сын, бескорыстна мать – щедра дочка,
честны родители – часты в своём поведении
дети. Здесь срабатывает неукоснительный
«закон зеркальности»: в детях отражаются
достоинства и недостатки родителей.
Следует помнить, что наивысшее богатство
родителей не то, что их окружает
благоустроенной квартире, а то, что их
окружает в благоустроенной квартире,
а то, что в них самих, что составляет
сущность их человеческих качеств.
Поэтому и воспитание детей должно быть
процессом цельным, рассчитанным на
действие «по всему фронту», не распадающимся
на отдельные педагогические мероприятия.
Иногда
родителям вся жизнь ребёнка, за исключением
учёбы, не представляется чем-то серьёзным.
Они не учитывают, что нормы общественного
поведения и коллективистские установки
ребят вырабатываются именно в той, «не
заслуживающей внимания», сфере их жизни.
При таком отношении не удивительно, что
дорогие крупицы детского опыта, могущие
лечь в основу будущих качеств характера,
распыляются, как песок. Быть в курсе
событий сына или дочери, рассказывать
о своих трудовых успехах, о своих
трудностях, советоваться с ними как со
взрослыми, жить жизнью своего ребёнка
– вот залог успеха воспитания.
Чтобы
вырастить и воспитать ребёнка приходится
многим жертвовать. Чем?
А
вот, например: изживите недостатки
своего характера, чтобы не подавать
дурного примера. Откажитесь от вредной
привычки курить, пожертвуйте временем,
которое вы провели в необязательных
разговорах или за игрой в карты. Займитесь
с ребёнком интересным, полезным делом,
почитайте вместе, научите чему-то.
В разговоре с ребятами узнаешь, что они любят работать по дому с мамой, помогают маме. Да, мамы чаще и детям помогают, если что не получится с уроками, расписываются в дневнике. А где же папы? В нашей стране проводятся разные конкурсы и на лучшую поделку тоже. Мои дети приносили поделки, сделанные своими руками, или поделки, где помощь оказывала мама. А почему бы не сделать поделку вместе папе и сыну? Я знаю, многие могли бы, есть свои мини-мастерские. Но какая польза от этих мастерских, если папе некогда «зажечь» своего ребёнка?
В разговоре с ребятами узнаешь, что они любят работать по дому с мамой, помогают маме. Да, мамы чаще и детям помогают, если что не получится с уроками, расписываются в дневнике. А где же папы? В нашей стране проводятся разные конкурсы и на лучшую поделку тоже. Мои дети приносили поделки, сделанные своими руками, или поделки, где помощь оказывала мама. А почему бы не сделать поделку вместе папе и сыну? Я знаю, многие могли бы, есть свои мини-мастерские. Но какая польза от этих мастерских, если папе некогда «зажечь» своего ребёнка?
Есть
семьи, где мамы, охраняя семейный покой
стараются оградить папу от некоторых
сведений о детях, о их поведении в школе
по простой причине, что реакция папы
часто не соответствует совершённому
поступку. Папа начинает ссору и даже
показывает ребёнка, не пытаясь разобраться,
не обдумывая последствий. Воспитательные
меры, принимаемые папой, не достигают
цели потому, что они редки, бессистемны
и вызывают у сына или дочери недоумение,
а то и озлобление. Да и не все папы хорошо
знают своих детей. На анкету «Знаете ли
вы своего ребёнка» многие папы могли
ответить только, что сын (или дочь)
здоров, физически развит.
У
женщины, у матери, есть интуиция. Мать,
как правило, чувствует своего ребёнка
и знает, где нужно настоять, а где добиться
своего лаской, уговорами, доверием. И
всё-таки в большинстве случаев именно
от матерей слышишь просьбы помочь в
вопросах воспитания. Матери тянутся ко
всему, что может помочь им глубже вникнуть
в детский мир. Отцы же этой интуиции
нередко лишены. Поэтому им особенно
нужно изучать психологию ребёнка –
читать книги, беседовать с учителями.
То, что женщине дано от природы, мужчине
надо получить путём рациональным –
через чтение, наблюдение, размышление.
Трудно? Пусть. Надо понять, что это
необходимо. Надо захотеть расстаться
со своим невежеством и не думать, что
отличная работа на заводе или на ферме
саамам по себе обеспечит влияние на
собственных детей, общность интересов,
взаимопонимание.
Как
правило, трагедия начинается, когда
детям исполнится 10-11 лет. До этого
воспитание детей протекает спокойно:
папа, приходя с работы, отдыхает, в то
время, как мама, накормив всех, моет
посуду и руководит действиями детей. А
папа загораживается газетой, книгой,
компьютером от тех неприятностей,
которые бывали в поведении сына или
дочери. И вдруг – у ребёнка появляются
раздражительность, он становится
обидчивым сверх меры, возбудимым,
подозрительным, особенно нуждающимся
в чуткости, терпении, понимании и любви
родителей.
Этот
период «переходного» возраста может
проходить почти безболезненно в семьях,
где у папы и сына наладились хорошие,
дружеские отношения с раннего детства.
Где ребёнок уверен, что отцу интересно
всё в его жизни: не только отметки, а
совместные чтения, путешествия, увлечения.
Папы, как правило, более самолюбивы, чем
мамы. Если сын или дочь плохо учатся, в
чём-нибудь отстают от товарищей, они
сердятся не только и не просто потому,
что хотят блага ребёнку, но и ещё по
другой причине, иногда и не до конца
осознанной: «Как мой сын, - и вдруг двойка.
Он меня позорит. Печальнее всего
наблюдать, что требования эти тем выше,
чем меньше папы вложили сил, времени,
заботы в воспитании сына.
Да,
все мы много работаем, и у нас действительно
не хватает времени. Причина вполне
уважительная. Ею можно оправдать многое
(что мы и научились делать). А между тем,
существует правило, известное всем:
времени не хватает на то, чем человек
не очень хочет заниматься. И хватает на
то, что его увлекает.
Признайтесь,
папы, вы охотно поработаете 2-3 часа
сверхурочно, чем проведёте их с детьми.
Ведь прогулка с детьми на лыжах, чтение,
разговоры – всё это требует напряжения.
Дети часто задают вопросы, разные в
разные периоды жизни. Пока они маленькие,
отвечать на эти вопросы скучно, не
хватает терпения. Когда подрастают –
отвечать становится хлопотно, нередко
можно попасть впросак, а под конец просто
трудно. И вы постепенно уходить от
общения с детьми, потому что это
утомительно.
В
конце концов, наступит горькая расплата:
когда они подрастут, начнут уклоняться
от общения с вами. Вы утратите влияние
на них.
Сейчас
нередко всё усложнявшуюся миссию отцов
и матерей называют второй профессией.
Как и другие профессии, она требует
новых знаний, беспрестанного
усовершенствования. Тот, успешно
овладевают ею – завоёвывает прочный
родитель.
Юсупова
Эльмира Маратовна, учитель-олигофренопедагог
ГБОУ Стерлитамакская коррекционная
школа №25 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Комментариев нет:
Отправить комментарий